Украинская вышивка

Сегодня украинская вышивка, к счастью, воспринимается, как часть истории. Многие люди переосмыслили свое понимание о культурных особенностях украинской нации. Украинское народное искусство создавалось веками и передавалось из поколения в поколение. Талант народа, развивался самостоятельно, вынес на всемирной удивление плоды своей фантазии и интеллектуальных способностей.
Вышивка  наиболее ярко характеризует эстетические способности народа и его чувство красоты.
Искусство вышивки, как и все народное творчество, является отражением духа украинского народа. Его мудрость вложила в свои творения нежные чувства души, глубинную философскую мысль, и это все отображалось на холсте символами. Украинский народ их считал невидимой магической силой, которая оберегала человека от всего зла, вселяла в человеческие души покой и добро. Они служили элементами и мотивами в построении узоров.
Однако со временем символы почти все потерялись. Сейчас уже не знают, как выглядела  богиня Берегиня, Рог изобилия, дерево жизни, на котором по обе стороны размещены птицы, которые рассуждают о том, как творить Вселенную.  А также позабыты солярные знаки — Солнце, Луна, Полумесяц. Звезды, розетки вечного движения, прямые и ломаные линии жизни, точечки плодовитости, кудри, антропологические и другие знаки. Узоры теперь только украшают одежду и различные бытовые вещи.
В украинской народной вышивке сформировались региональные вышивки, сходство композиций которых свидетельствует о происхождении из одного источника единого народа. Они отличались разнообразием техник, сочетанием орнаментов, а также цветным решением.
На западных землях Украины выделяется вышивка: гуцульская, буковинская, подольская, покутская, бойковская, волынская, закарпатская, лемковская, а также отдельных групп поселений — борщевская, залищицкая, бучацкая, космацкая, городоцкая, яворовская, сокальская т.д.. Есть и такие орнаменты, которые были характерны для отдельных сел. Творческая душа наших предков всегда стремились к поискам. Поэтому достояние древних веков то улыбаются игривостью цветов гуцульских долин и подольских левад, то монотонным тоскливым цветом напоминают печальные воспоминания скорби.
Множество швов насчитывается в украинской народной вышивке. К древнейшим относятся «заволікання», «занизування», «низина», кудрявые, крученые швы, большое количество разновидности глади и др. В начале XIX в. появился в Украине шов «крестик». Народ быстро принял эту несложную технику, которая вытеснила из обихода древние техники, которые были в разы сложнее.
По всей Украине, кроме крестика, низины (изредка), яворовской глади, не знают никаких других швов. К тому же цветовая гамма очень искажена, одну технику заменяют другой (на крестик), а это не способствует сохранению стиля, разрушает классическую нежность произведения, нарушает законы вышивки. И, наконец, кто дал нам право перерабатывать авторские работы?
Вышивка — это не промысел и не вышиванка, это высокое искусство талантов, которое имеет глубокие и широкое корни в символах. Искусство вышивки имеет философский смысл. Его можно читать, если заглянуть в глубь веков. В смысле вышивки была еще одна душа человека и, беря в руки рушник или одевая вышиванку, сначала крестились, люди со святостью относились к каждой вышитой вещи, потому что в ее содержании была отражена их жизнь, быт, которыми дорожили, за который молились, чтобы Силы небесные охраняли все то от всякого зла. Поэтому среди символов в орнаментах мы видим и небесные знаки.
Ступая босиком по земле считали, что черпают из нее жизненную силу-энергию, которая подзаряжает человека физически и духовно на свершения всех жизненных потребностей и замыслов, в том числе произведений искусства искусства. Жаль только, что не передали нам в наследство исчерпывающей информации о символах. Живем надеждой, что будущие исследователи когда-то завершат работу над тайнами вышивки. Все
символы первоисточников вышивального искусства таки будут распознаны и обоснованны научно.
Шли века, и все больше пустели сундуки бывших девушек на выданье. И не только из сундуков исчезало все добро, что матери собирали на приданое своим дочерям. Безразличны стали человеческие души к сохранению и продлению жизни народной вышивки. Причинами стали  войны. Обворовали, сожгли, уничтожили … Часть забрали музеи и коллекционеры. Остальное ушло в землю с погребением бабушек. Для Будущих поколений не осталось почти ничего.
В тяжелом состоянии сегодня искусство вышивки в Украине. К сожалению, мало где осталась локальная вышивка. Народ тянется к творчеству, и из-за отсутствия аутентичных образцов  вышивки люди фантазируют невероятные, несуществующие орнаменты. Большинство людей, особенно молодежь, даже не представляет себе, какая богатая палитра неповторимой во всем мире украинской народной вышивки, а потому узоры надо искать не в чужих альбомах, а возрождать и обогащать забытые свои, национальные.
Мы должны прививать потомкам знания и любовь к родной вышивке, не только ценить достижения предыдущих поколений, а научиться любить и чувствовать душой каждую ниточку и каждый цвет.

Читайте также: